ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гаранжа И. В., Сотников Ю. К. Факультет среднего профессионального образования Технологического института Орел ГТУ
Выпускники средних учебных заведений после их окончания, как правило, идут служить в Вооруженные Силы РФ или продолжают
учебу в высших учебных заведениях. В первом случае они, в основном, сталкиваются со сложной техникой, а во втором случае они продолжают учебу по выбранной
специальности, которая, в конечном итоге, формирует навыки эксплуатации сложной техники или ее разработки. Отсюда следует, что средние профессиональные
учебные заведения должны вести подготовку выпускников на высоком техническом уровне, особенно специалистов по автоматизации технологических процессов, с
применением современных средств электроники, автоматики и вычислительной техники.
Чтобы этого достичь, наряду с теоретической подготовкой, которая отражена в рабочих учебных планах учебного заведения на
нашем факультете среднего профессионального образования Технологического института Орловского государственного технического университета (ФСПО ТИ Орел ГТУ)
по специальности 220301 «Автоматизация технологических процессов и производств», осуществляется практическая подготовка студентов среднего
профессионального образования на протяжении всей учебы с высокими требованиями к качеству выполняемых работ. В настоящее время на кафедре
электротехнических дисциплин ФСПО ТИ Орел ГТУ используется новый подход к практической подготовке выпускников на стадиях реализации производственной
практики, курсового и дипломного проектирования. С целью подготовки выпускников на высоком техническом уровне по специальности 220301 «Автоматизация
технологических процессов и производств» темы дипломных проектов подбираются с учетом их реального использования в виде моделей или устройств. Эти темы
выбираются целенаправленно по нескольким направлениям: по автоматизации производственных процессов с использованием средств автоматики и вычислительной
техники, по разработке лабораторного оборудования, по системам автоматического управления для учебного процесса и по модернизации промышленного
технологического оборудования. На кафедре электротехнических дисциплин все дипломные проекты по специальности "Автоматизация технологических процессов
и производств" выполняются в обязательном порядке с техническим подтверждением и демонстрацией действующих макетов при их защите. Как исключение, без
технического подтверждения к защите только допускаются проекты с повышенной степенью сложности, которые требуют значительных материальных затрат. При этом
повышаются требования к объему графических и текстовых материалов дипломного проекта. Защита дипломных проектов осуществляется с демонстрацией материальной
части. Поэтому одной из проблем является то, что для подготовки студентов с высоким качеством практических навыков, особенно по электротехническим
специальностям, должна быть хорошая техническая база, которая требует больших материальных затрат. Эта техническая база должна содержать как
высокопроизводительное универсальное оборудование электротехнического профиля, так и комплектующие изделия, из которых можно изготавливать приборы и
устройства средств автоматики и вычислительной техники. Как правило, оборудование для этих целей и комплектующие изделия очень дорогостоящие и возникает
проблема в их приобретении, так как студенты сами этого приобрести не могут.
Кроме этого, для качественной подготовки выпускников наряду с комплектацией технических средств, возникает необходимость
применения новых современных технологий. Так, например, чтобы изготовить или модернизировать электронное оборудование, необходимо, прежде всего, изготовить
печатные платы, произвести распайку комплектующих, произвести настройку электронных блоков, которые содержат современные комплектующие. Наладка в этом
случае без специального оборудования практически невозможна.
Исходя из вышесказанного, необходимо, в первую очередь, создать материально-техническую базу для обеспечения
самостоятельной исследовательской работы студентов. Для ее создания на кафедре есть вес предпосылки. В первую очередь мы подбираем такую тематику
самостоятельной исследовательской деятельности студентов, которая нашла бы применение на региональном рынке сбыта. В настоящее время дипломники выполняют
ряд работ по разработке новых изделий и по модернизации существующего лабораторного оборудования. Все эти работы проводятся в рамках самостоятельной
исследовательской работы студентов в период производственных практик, курсового и дипломного проектирования.
К практической подготовке студенты привлекаются со второго курса теоретического обучения и в период проведения
электромонтажной, технологической, преддипломной практик, практик на получения рабочей профессии, а также в рамках индивидуального технического творчества.
Все студенты третьего курса выбирают руководителей своей самостоятельной исследовательской работы среди преподавателей кафедры электротехнических
дисциплин, которые в последствии становятся руководителями их дипломных проектов. Каждый руководитель дипломных проектов согласовывает со студентами темы
будущих дипломных проектов, их объем и техническую реализацию. Эта исследовательская работа студентов над дипломными проектами носит творческий и
самостоятельный характер, раскрывает и развивает их потенциальные возможности, так как инициатива при такой подготовке исходит от студента, его социальные
и профессиональные характеристики приобретают новое качество, от простого исполнения к самостоятельному творческому мышлению, что является элементами
уровня инженерного труда. Этот переход происходит постепенно. Вначале студенты воспринимают самостоятельную исследовательскую работу отчасти с
неуверенностью в своих силах, затем, когда вникнут в проблему, у них появляется интерес и уверенность, что очень важно для их будущего. Они уже совсем
по-другому, более серьезно воспринимают возникшие проблемы и в некоторой степени ориентируются в том, как эти проблемы решать. Очень важным психологическим
фактором является то, что руководители им доверяют серьезную работу. Каждый студент понимает, что необходимо относиться к порученной работе как на
настоящем производстве, тем более что он работает в тесном контакте с руководителем-производственником, который в любую минуту может подсказать, как лучше
решить поставленную задачу с учетом своего производственного опыта. Самостоятельная исследовательская работа, как правило, выполняется несколькими
студентами, что очень важно для их самообразования, так как они постоянно общаются друг с другом, осваивая уровень профессионально-ориентированного
обучения. Такой подход позволяет выработать у выпускников уверенность в их профессиональной дальнейшей деятельности. Для этих целей кафедра
электротехнических дисциплин использует производственный опыт преподавателей, которые ранее работали на производстве в качестве разработчиков средств
автоматики и вычислительной техники.
|
|
Второй, очень острой проблемой, на наш взгляд, является то, что выпускники среднего профессионального образования после
окончания учебы идут на службу в вооруженные силы или продолжают обучение в высших учебных заведениях, но при этом не имеют трудового стажа и даже трудовой
книжки. Даже учитывая то, что многие студенты старших курсов подрабатывают (без юридического закрепления трудовых отношений), проблема остается, так как
они чаще всего не приобретают стажа работы по специальности. Мы считаем, что для решения этой проблемы в учебных заведениях необходимо создавать постоянно
действующие хозрасчетные учебно-производственные центры. Создание таких центров – это по сути дела внедрение малого бизнеса в учебные заведения. Эти центры
должны стать основой подготовки студентов практическим навыкам по специальности, а также в некоторой степени решить финансовые проблемы студентов. Кроме
этого студенты, начиная с младших курсов, должны иметь возможность начать работу, но специальности, начиная с простых обязанностей подсобного рабочего,
затем монтажника радиоаппаратуры, регулировщика и т.п., приобретая профессиональные навыки и зарабатывая себе производственный стаж. Предполагается, что в
рамках производственной деятельности центров, возникает возможность привлекать к техническому творчеству студентов различных специальностей, например,
автоматчиков, технологов, менеджеров и т.п. Такой подход к решению проблемы только укрепит теоретические знания и позволит подготовить выпускников учебного
заведения к самостоятельной деятельности на производстве.
Об этом мы говорили и раньше на Всероссийских форумах, что в нашем учебном заведении используется новый подход к
практической подготовки выпускников. Этот подход заключается в том, что выпускники электротехнических специальностей выполняют дипломные проекты с
изготовлением действующих макетов, но, к сожалению, это осуществляется при ограниченных материальных ресурсах. Здесь мы предложили новый подход к
практическому обучению путем создания хозрасчетных учебно-производственных центров на базе малого бизнеса. Это вызывало большой интерес у преподавателей
многих учебных заведений в г. Воронеже в 2003 году, в г. Твери в 2004 и 2006 гг., в г. Ливны в 2007 году.
2003 год. Всероссийская научно-практическая конференция в г. Воронеже. Доклад Сотникова Юрия Кузьмича,
председателя цикловой комиссии электротехнических дисциплин Орловского политехнического колледжа на VII Всероссийской научно-практической конференции в г.
Воронеже по созданию хозрасчетных учебно-производственных центров на базе малого бизнеса в учебных заведениях.
2003 год. VII Всероссийская научно-практическая конференция в г. Воронеже. КРУГЛЫЙ СТОЛ. Выступление Гаранжи
Ивана Васильевича, зав. лаборатории монтажа наладки и эксплуатации систем автоматического управления Орловского политехнического колледжа
Орловского государственного технического университета. Поднят и поддержан вопрос о создании хозрасчетных учебно-производственных центров при учебных
заведениях.
***
Наше предложение в г. Воронеже по созданию хозрасчетных учебно-прозводственных центров на базе малого
бизнеса было поддержано и включено в резолюцию VII Всероссийской научно-практической конференции.
Хозрасчетные учебно-производственные центры на базе малого бизнеса позволят осуществлять качественную подготовку студентов
по формированию практических навыков, и создавать хорошую техническую базу для профессионального обучения выпускников. Такие центры позволят выпускникам
иметь дополнительно 5–7 летний трудовой стаж работы по специальности, так как они после окончания учебы в ССУзах идут в армию или продолжают учебу в
высших учебных заведениях и этот стаж теряют. Это вызывает тревогу не только у родителей студентов, но часто и у самих выпускников. Не секрет, что многие
студенты, особенно старших курсов, подрабатывают, но проблема остается, так как чаще всего сфера их деятельности не связана с получаемой в учебном
заведении специальностью.
|